На площадке XVIII Международного форума и выставки «Транспорт России» обсудили вопросы развития внутренних водных путей. В отраслевой конференции Росморречфлота приняли участие заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Тарасенко, генеральный директор АО СК «Волжское пароходство» Павел Виноградов, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Айрат Садыков и др.
О планах по возрождению скоростных межрегиональных речных пассажирских перевозок рассказал заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай. Он отметил, что по поручениям Президента и Правительства в октябре 2023 года началась реализация проекта «Речные магистрали», который разбит на пять этапов. Первый включает водные перевозки между городами Городец и Ульяновск. Определены 12 субсидируемых маршрутов в трех субъектах: Нижегородская область, Татарстан и Чувашия. Из федерального бюджета в 2024 году на возмещение расходов компаний выделено около 49 млн рублей. При этом ожидаемый эффект — размер поступлений от туристов и операционной деятельности — составляет 93 млн рублей.
В своем выступлении замминистра Миндортранса РТ Айрат Садыков рассказал о реализации проекта Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (СММЛЦ), который запустили в августе 2024 года. Он сообщил, что в перспективе логистический центр станет крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всего Поволжья и узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам. «СММЛЦ - это порт пяти морей. Проект дает возможность отправок и получения грузов водным транспортом в порты Азовского, Черноморского, Каспийского, Волжкского, Балтийского бассейнов. Также предоставляет способность консолидации грузов из соседних субъектов страны для последующей их отправки в морские порты для дальнейшей переработки, распределения грузов в регионы страны. Кроме того, проект позволит отправить грузы не только Республики Татарстан, но и грузов граничащих с республикой субъектов. Находясь на пересечении международных транспортных коридоров, а также традиционных логистических маршрутов СММЛЦ достигнет уровня узлового сортировочного порта-хаба для грузообмена с морскими портами», - подчеркнул замминистра.
Также он добавил, что объём тестовой перевалки грузов с использованием водного и железнодорожного транспорта в Свияжске в 2024 году составил 250 тысяч тонн: зерно, строительные и инертные материалы. Основные направления отгрузок за это время – Санкт-Петербург, порт Высоцк, порт Кавказ с дальнейшей отправкой грузов на экспорт.
Отметим, протяженность причальной стенки порта в составе Центра составляет более 2,5 км, глубина вдоль причала составляет около 9 метров. Это позволяет производить одновременную швартовку 13 судов класса «река-море». Кроме того, вдоль причала расположены железнодорожные пути с выходом к сети РЖД, вместимостью 455 грузовых вагонов и прорабатываемой способностью до 1,5 тыс. вагонов в сутки.