Какие значимые проекты реализовали в 2023 году? Итоги года подвел Фарит Ханифов

26 декабря 2023 г., вторник

26 декабря, в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ состоялась предновогодняя встреча с журналистами. Пресс-конференцию провел министр Фарит Ханифов.

Платную автодорогу Алексеевское — Альметьевск в Татарстане планируют сдать в 2024 году. Трассу хотят вводить поэтапно по примеру автомагистрали М12. «Участок трассы Шали — Бавлы от Альметьевска до Алексеевска попробуем частями сдать, например, до какой-то развязки. Сейчас обдумываем», — рассказал глава Миндортранса.

Он напомнил, что на следующий день после открытия скоростной трассы М12 ход строительства дороги Алексеевское — Альметьевск оценил Раис Татарстана Рустам Минниханов.

«Рустам Нургалиевич сам сел за руль. Из Алексеевска до Альметьевска доехали за 1 час 15 минут. Левую сторону дороги практически собрали. Мостов там восемь, путепроводов 13-14. Но еще дорожного покрытия в асфальте нет», — отметил министр.

По его мнению, решение вводить трассу М12 поэтапно было удачным, хотя все 142 км в Татарстане можно было сдать в один день. «Но принятие этого пошагового ввода, то есть седьмой этап в ноябре, а восьмой — в декабре, нас спасло», — подчеркнул спикер.

Ханифов пояснил, что было сложно в морозные декабрьские дни завершать некоторые виды работ. «Например, колотить „барьерку“. Представляете, 30 градусов мороза, ничего не идет в грунт. Со всей стройиндустрии Татарстана собрали оборудование, бурили, но все-таки победили», — заметил он.

По словам министра, на объект даже были доставлены реактивные двигатели из старых аэродромов, чтобы растопить лед. «Этот двигатель идет по полосе, греет асфальт. И после того, как он нагрелся наносится разметка. Вот так работали строители в мороз. Я сам удивлялся, насколько люди чувствовали ответственность за то, что обещали сделать в срок. Умри, но сделай. Просто молодцы, конечно», — заключил он.

Радуется Ханифов и продлению федеральной программы «Безопасные качественные дороги». К 2024 году планировалось ее завершить, но в итоге сроки решили продлить до 2027 года. Не исключено, что программа будет действовать аж до 2030 года. Но федеральные деньги по этой программе дают не просто так, а под жесткие условия: больше половины региональных дорог должны быть в нормативном состоянии.

В Татарстане хотят создать единый логистический оператор для организации передвижения грузов по железной дороге и воде.

«Единый логистический оператор сегодня нужен в республике. Конечно, нашу советскую диспетчерскую мы повторить не сможем, слишком разные системы. Большая работа предстоит по логистике грузоперевозок по железной дороге, а Татарстан производит много продукции», — сказал глава Миндортранса.

По его словам, некоторые железнодорожные пути в республике были построены с расчетом на погрузку в два раза меньше, чем сейчас.

«Сегодня мы грузим 15-16 млн тонн грузов в Нижнекамском узле. Получаем туда груз в виде щебня, камня, цемента и других материалов. Только в этом узле ежесуточно находится 10 тыс. вагонов — груженые и порожние», — подчеркнул спикер.

Ханифов отметил, что всего через пару лет в Нижнекамском узле погрузка достигнет 20 млн тонн. Поэтому большое внимание будет уделяться правильной организации грузовых потоков железнодорожным транспортом, заявил он.

«Мы констатируем, что вагонного хозяйства у РЖД нет. Все вагоны чьи-то, частные. Это сложно. Если в советское время вагон был собственностью железной дороги, и она могла регулировать как угодно, то сегодня — нет. Нужны заявки, согласования, договоры и так далее», — заметил министр.

В этом случае, по его мнению, сможет помочь единый логистический оператор. Еще одной его функцией станет контроль за передвижением грузов водным транспортом. В связи с этим планируется оценить состояние речных грузовых портов.

«Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Казань — вот эти узлы, где у нас стояли мощные грузовые речные порты, обязательно начнем анализировать. Там железная дорога проходит. Идея очень простая — если летом „железка“ по каким-то причинам меньше начинает пропускать, отправляем водой», — уточнил глава Миндортранса.

Он пояснил, что летом проводится ремонт железнодорожных путей, из-за чего грузовой поезд может «встать». «И таких остановленных поездов очень много. Доходит до тысячи „брошенных“ вагонов», — рассказал спикер.

Министр добавил, что в республике также проводится ремонт перронов на железнодорожных вокзалах. Эта программа будет реализована до 2027 года.

«Мы обязательно построим перрон возле здания Госархива РТ в поселке Столбище. По этой трассе, в сторону аэропорта, как грибы растут жилые комплексы. Вот, где нужно ставить перрон», — заключил он.

Татарстан закупит более 400 автобусов, в том числе 90 – для Набережных Челнов, 119 – для 12 муниципалитетов. Самое большое количество получит Казань. Первые 25 автобусов в республику уже поступили: 10 LOTOS и 15 «ГАЗелей».

«Мы эти автобусы будем закупать с помощью специальных казначейских кредитов и программы государственной транспортной лизинговой компании, но первое условие, чтобы они были снабжены телематическим оборудованием. Это камеры по всему автобусу, возможность оплачивать электронными видами платежа и учет пассажиропотока», – рассказал спикер.

Ханифов уточнил, что автобусы закупает Миндортранс, затем передает их распоряжением Минземимущества муниципалитету. После этого район заключает контракт с перевозчиком, обязательно указав те маршруты, которые согласованы с «московскими и питерскими институтами».

«Вначале нужно было, чтобы вся маршрутная сеть была утверждена специализированным институтом – по какому графику и по каким маршрутам ходят автобусы. Только после этого выделялись деньги на их закупку. Это 20-летний кредит под 3% годовых, очень выгодно для нас. И теперь нам предстоит непростой процесс, особенно на юго-востоке республики – возродить общественный транспорт», – подчеркнул Фарит Ханифов.

Министр пояснил, что речь идет о Бугульме, Лениногорске, Зеленодольске, Нижнекамске, Елабуге. «Все эти автобусы за декабрь, январь и часть февраля должны получить и запустить в рейс. Но все они должны быть укомплектованы телематическим оборудованием за счет средств перевозчика или района», – отметил он.

При этом, по словам Фарита Ханифова, они на два года будут освобождены от арендной платы, которую должны были бы платить за этот вид общественного транспорта. Сейчас в Татарстане работают 1,8 тыс. автобусов, из них 1,5 тыс. выезжают в рейс каждый день.

Глава Миндортранса добавил, что трамваи – это «рабочая лошадка» для Набережных Челнов и Нижнекамска. Эти города проектировались и строились как раз под такой транспорт. «Надеюсь, что мы трамваи возродим. Но минус – стоимость трамвая составляет 90 млн рублей, а автобуса – 16 млн рублей», – заметил он.

Министр посетовал на то, что в республике очень давно не ремонтировались тяговые подстанции, а им уже 50 – 60 лет. «Вот эти вещи Сетевая компания могла бы взять на себя. В два с лишним раза дешевле трамвай отремонтировать, чем купить новый. Тогда у наших городов была бы возможность ремонтировать рейсовые дороги», – заявил министр.

Ханифов также высказался о брутто-контрактах, по которым перевозчики перечисляют выручку, полученную от пассажиров, в бюджет города, а власти оплачивают им выполнение рейсов по маршрутам. «Это очень затратный механизм. Анализ показывает, что это должен быть город с очень большим бюджетом, как Москва и Санкт-Петербург, или дотационный регион», – заключил он.

Казань приобрела сдвоенный белорусский автобус–«гармошку». Его планируют запустить на маршрут до микрорайона «Салават Купере».

«Расстояние большое, населения много, а везет такой автобус почти в два раза больше, чем обычный», – рассказал глава Миндортранса.

По его словам, новый автобус приобретен по программе государственной транспортной лизинговой компании.

Компания «Флот Республики Татарстан» закупит у «Татфлота» все 45 пассажирских судов и причальную инфраструктуру.

«Договорились, что старые суда сдадим по программе утильсбора и получим компенсацию. Они уже никуда не годятся, на металлолом их сдавать не будем. И вот на эти средства примерно 10 судов приобретем», – рассказал глава Миндортранса.

При этом, по его словам, 13 судов будет отремонтировано, ремонт семи начнется в этом сезоне. «Это наши теплоходы “Москва”, “Омики” – старые суда, которые отработали по 30-40 лет, но они очень хорошие, у них есть запас прочности», – подчеркнул спикер.

Он добавил, что уже определены заводы по ремонту. Кроме того, планируется отремонтировать дебаркадеры с сохранением их внешнего вида.

«В этом году протестировали рейсы из Казани в Ульяновск, Чебоксары и из Елабуги в Сарапул. Тогда выяснилось, что в Набережных Челнах новый “Метеор” причалить не может. Поэтому там начинается работа по устройству причала», – отметил Фарит Ханифов.

Он также сообщил, что к 2025 году в Татарстане предполагается перевезти водным транспортом 500 тыс. пассажиров.

К саммиту БРИКС в аэропорту Казани хотят построить новый перрон площадью 300 тыс. кв. метров. На нем планируется разместить около 33 широкофюзеляжных самолетов.

«Площадь перрона будет больше. Там мы сможем принимать воздушные суда всех типов, которые существуют в мире. Очень бы хотели, чтобы все гости, которые прилетят в Казань в октябре на саммит, свои самолеты не отгоняли в другие аэропорты», – сказал глава Миндортранса.

Ханифов отметил, что сегодня аэропорт Казани может обеспечить стоянку только для 12 широкофюзеляжных бортов. Поэтому на всякий случай отработан вопрос с аэропортами Уфы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, чтобы самолеты во время саммита могли находиться у них.

«Мы должны принять около 33 широкофюзеляжных самолетов. Поэтому нам надо постараться сделать стоянку для них. И это нужно сделать без остановки работы аэропорта в штатном режиме», – подчеркнул спикер.

Новый перрон аэродрома, стоимость которого оценивается в 7–8 млрд рублей, будет находиться около третьего терминала. А его строительство, по словам министра, начнется после того, как будут изысканы финансовые средства.

«Проектировщик определен, через десять дней можно начать проектно-изыскательские работы в полном объеме. Мы будем предлагать принцип параллельного проектирования и строительства перрона, чтобы использовать его к моменту проведения БРИКС», – заключил он.

Конкурс по проектированию нового терминала аэропорта Казани выиграл государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект». Об этом сообщил на пресс-конференции министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов.

«В этом году аэропорт объявил конкурс на проектирование и производство инженерно-изыскательских работ. И сегодня стало известно, что победитель определен, проектировщиком будет московский “Аэропроект”. У него на субподряде будут работать наши “Гипронииавиапром”, “Татинвестгражданпроект” и другие», – рассказал глава Миндортранса.

По словам Ханифова, до 31 декабря планируется завершить полевые изыскания. Все документы по инженерным изысканиям должны быть подготовлены в январе. «Это инженерно-геодезические, геологические, гидрогеологические, экологические изыскания. Все это необходимо, чтобы начать проектировать здание», – уточнил он.

Министр добавил, что в настоящее время идет процесс оформления земельных участков, чтобы в дальнейшем можно было начать строительство.

Около двух лет назад голландская компания завершила разработку мастер-плана по развитию аэропорта Казани до 2050 года. Казанский аэропорт, рассчитанный на 2,5 млн пассажиров в год, в этом году уже перевез 5 млн человек.

В завершении встречи, Фарит Ханифов поблагодарил в лице журналистов все СМИ за освещение деятельности Министерства, подарил памятные подарки и пожелал в наступающем году плодотворного сотрудничества и позитивных новостей. Представители прессы выразили благодарность министру за открытость и живой диалог по всем интересующим их вопросам.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International