Запуск первого этапа проекта «Речные магистрали» стал темой сегодняшнего совещания Министра транспорта Виталия Савельева с руководителями регионов, представителями промышленности и бизнеса Приволжского федерального округа.
Речь шла о субсидировании скоростных маршрутов перевозки пассажиров от Городца до Ульяновска протяженностью 675 км, включая участок Нижний Новгород – Казань. Предполагается, что рейсы будут выполнять современные суда типа «Метеор» и «Валдай».
Для выработки единой политики управления создается Комиссия при Минтрансе России, которую возглавит глава ведомства Виталий Савельев. В ее состав входят представители Минтранса, Росморречфлота, Нижегородской области, Республики Татарстан и Чувашской Республики, операторов и верфей.
«В стратегии развития транспорта, которую мы утвердили, а Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поддержал, есть такое направление, как развитие внутренних водных путей. Мы решили попробовать организовать на Волге движение, которое способствовало бы развитию пассажирских перевозок, развитию туризма и производству скоростных судов типа «Метеор» и «Валдай», – заявил на совещании глава Минтранса Виталий Савельев.
Бизнес-план проекта, включая строительство скоростных судов и создание необходимой инфраструктуры, причалов, системы продажи электронных билетов, находится в разработке. Предполагается использовать меры государственной поддержки: налоговые льготы для бизнеса, субсидии на операционные и капитальные расходы, в том числе лизинг.
Как отметил на совещании глава Республики Татарстан Рустам Минниханов, протяженность внутренних водных путей в регионе превышает 1 тыс. км. Пассажиропоток на речных магистралях субъекта к 2025 году планируется увеличить до 500 тыс. человек. Глава Татарстана также сообщил, что благодаря поддержке республики перевозки никогда не прекращались, средства для этого были предусмотрены в бюджете региона. «Сейчас мы развиваем это направление. Строятся новые причалы и реконструируется существующая причальная инфраструктура, ведется ремонт действующего флота, в этом году мы приобрели 3 новых судна, которые построены на Зеленодольском заводе имени Горького», – сказал Рустам Минниханов.
Заместитель Министра транспорта Александр Пошивай подчеркнул, что развитие скоростной маршрутной сети в трех регионах уже в 2024 году позволит достичь следующих показателей пассажиропотока: Нижегородская область – 150 тыс., Республика Татарстан – 180 тыс., Чувашская Республика – 24 тыс. человек. «Строительство флота планируется на двух вервях – Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева в Нижегородской области и Зеленодольского завода имени Горького в Республике Татарстан», – отметил заместитель Министра.
На первом этапе проекта решаются задачи повышения транспортной доступности для населения, развития мультимодальных пассажирских перевозок, разгрузки автомобильных и железных дорог в часы пик, выходные и праздничные дни, создания новых туристических направлений, создания новых рабочих мест, загрузки верфей и промышленности.
Для продолжения развития скоростных пассажирских перевозок проект «Речные магистрали» предлагается реализовывать поэтапно с включением в него новых регионов и хозяйствующих субъектов.
На сегодняшний день общая протяженность внутренних водных путей России – 102 тыс. км. Развитие речных магистралей является частью транспортной стратегии России до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. В настоящее время ведется работа над устранением лимитирующих участков на главных реках европейской части страны – Волге и Дону. В 2024 году планируется поэтапное завершение строительства Городецкого гидроузла на Волге и Багаевского гидроузла на Дону.