Сегодня в Казани состоялось очередное заседание рабочей группы по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на дорожной сети субъектов Российской Федерации в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и подготовки к международному форуму KAZAN DIGITAL WEEK 2021.
В нем приняли участие члены рабочей группы - представители Федерального дорожного агентства, Миндортранса РТ, ГИБДД МВД по РФ и по РТ, ФКУ «Дороги России», ГК «Автодор», а также представители правительств субъектов России.
Интеллектуальная транспортная система – это комплекс, который помогает более эффективно эксплуатировать транспортную сеть. Здесь используются информационные, коммуникационные и управленческие технологии, встроенные в транспортное средство или дорожную инфраструктуру.
С 2020 года в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» из федерального бюджета регионам выделяются межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем. ИТС предусматривают автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек.
В своем вступительном слове заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко отметил, что сегодня проводится четвертое заседание рабочей группы, которое также организовано в рамках подготовки к международному форуму KAZAN DIGITAL WEEK – 2021. На втором заседании, которое состоялось в Белгороде в феврале 2020 года, был рассмотрен опыт Белгородской области по внедрению интеллектуальных транспортных систем. Третье заседание в сентябре 2020 года прошло в режиме онлайн в связи с пандемией коронавируса. И вот четвертое заседание проходит в Казани в очном формате и позволит увидеть, каких успехов достигла агломерация в 2020 году. Игорь Костюченко выразил надежду, что данное мероприятие будет способствовать эффективной реализации интеллектуальных транспортных систем в каждом регионе.
Также со вступительным словом к участникам обратился министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов и рассказал о проделанной работе в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Республике Татарстан.
С демонстрацией опыта Татарстана по реализации мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, выступил директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов. Он отметил, что в 2010 году, когда Татарстан начал заниматься вопросами ИТС, отсутствовала единая федеральная структура, координации подходов, регионы действовали разобщено. Сегодня ситуация принципиально изменилась. В Российской Федерации введены нормы по ИТС, в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» прописаны требования к региональным проектам, принципы интеграции, методики регулирования финансовых заявок. Еще в 2010 году были введены два опорных термина ИТС - «основные и обеспечивающие подсистемы». Основное их функциональное содержание – обеспечение пропускной способности улично-дорожной сети в условиях современной автомобилизации и урбанизации территорий.
По словам Рифката Минниханова, первый этап проектов ИТС в рамках национального проекта реализован в 2020 году на сумму 370 млн. рублей. Это позволило наряду с реализацией типовых решений направить средства на создание Единой платформы управления транспортной системой. Была подготовлена программно-аппаратная инфраструктура, позволяющая масштабировать функционал платформы на города, агломерации и всю республику, что предполагает возможность взаимодействия с внешними информационными системами, в том числе, и в целях ситуационного управления. На данный момент реализованы 7 базовых модулей, которые позволяют осуществлять в режиме реального времени сбор, визуализацию, анализ больших данных, и генерацию оптимальных управленческих решений.
Говоря о роли единой платформы управления транспортной системой, глава ГБУ БДД подчеркнул, что планируемая к завершению и полноценному внедрению на территории РТ в 2023 году ЕПУТС должна будет представлять собой единую цифровую платформу функционирования всех подсистем и сервисов ИТС.
Об итогах реализации мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, в 2020 году, рассказал заместитель начальника Управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства – начальник отдела региональных проектов ГЧП и международного сотрудничества Денис Кирюхин. В частности, он сообщил, что на внедрение ИТС в городских агломерациях» в 2020 году были выделены 3,3 млрд рублей, которые распределены 22 субъектам РФ. После одобрения заявок в регионах началась подготовка конкурсной документации, однако сроки ее разработки и публикации существенно затянулись. Итоги конкурсов подводились в 3-4 кварталах 2020 года. В этой связи кассовое освоение были сдвинуто на конец года, что создавало высокие риски неосвоение трансфертов и срыва сроков реализации мероприятий. Денис Кирюхин призвал регионы готовить качественную конкурсную документацию, чтобы из-за допущенных неточностей и нарушений торги не отменялись.
Ключевые ошибки при подаче заявок в Федеральное дорожное агентство для получения иных межбюджетных трансфертов в 2020 году и механизмы их устранения в 2021 году озвучил заместитель начальника ФКУ «Дороги России» Юрий Федюкин.
С докладом о внедрении Единой платформы управления транспортной системой в городских агломерациях Республики Татарстан выступит генеральный директор ООО «Казань-Телематика» Марсель Нигметзянов.
В рамках рабочей группы состоялся обмен мнениями участников по вопросу внедрения и дальнейшего развития интеллектуальных транспортных систем в субъектах Российской Федерации.