Казанский метрополитен – лучший в России по продвижению системы комплексной безопасности
29 марта 2011 г., вторник
Сегодня заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Леонид Бершанский и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин совместно с представителями силовых структур, а также Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. По результатам осмотра Леонид Бершанский назвал Казанское метро лидером среди региональных метрополитенов по внедрению системы комплексной безопасности.
Программа комплексной безопасности на объектах метрополитена должна проходить поэтапно, и на первых порах предусматривает только установку рамок металлоопределителей, оснащение личного состава служб безопасности портативными металлодетекторами и установку взрывозащищенных контейнеров. В казанском метро пошли гораздо дальше – в этом сегодня убедились руководители Федерального агентства железнодорожного транспорта. Так на станции «Проспект Победы» московские коллеги были приятно удивлены. Когда им продемонстрировали полный комплекс, предназначенный для досмотра пассажиров и багажа, включая рентген-интроскопы на подобие устанавливаемых в аэропортах и абсолютную новинку казанских транспортников – сканер «Homo Scan», позволяющий за пять секунд провести полный досмотр пассажира. Вход на станцию контролируют не только несколько рамок металлоопределителей «Рубикон», но и датчики дозиметрического радиоактивного контроля, а также приборы по обнаружению взрывчатых и наркотических веществ. На станциях и в вестибюле установлены кнопки экстренного вызова сотрудников милиции и работников метрополитена при возникновении нештатной ситуации. Ну и в завершение всего перечисленного уже привычный казанцам усиленный милицейский пост и кинолог с собакой – далеко не последний по значимости элемент обеспечения безопасности на транспорте.
Все это только видимая часть системы безопасности метро. От обывательского взгляда скрыты гораздо более сложные и интегрированные системы, задача которых заключается в неусыпном контроле и предупреждении чрезвычайных ситуаций, а также сохранения жизни людей во внештатных ситуациях. Сегодня на семи эксплуатируемых станциях казанской подземки за пассажиропотоком следят 124 камеры видеонаблюдения, причем изображения с них транслируется не только дежурному по станции, но и в центральную диспетчерскую, а также дежурную часть милиции и ситуационный центр МВД по РТ. В скором времени к этому списку может присоединиться и ситуационный центр ФСБ по республике.
В целом еще при проектировании станций были учтены все виды систем безопасности. В тоннелях и на станциях установлена современная система автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, система звукового оповещения для пассажиров и сотрудников. Внутреннюю и внешнюю безопасность контролирует целый отряд систем, начиная с охранной сигнализации и системы контроля доступа, заканчивая системой оповещения при чрезвычайных и нестандартных ситуациях «Колибри», которая в случае возникновения ЧС рассылает смс-сообщения ключевым сотрудникам метрополитена с указаниями причины внештатной ситуации и четким руководством к действию, что особенно важно в случае экстренной эвакуации пассажиров и персонала.
Коммуникацию подразделений обеспечивают 5 видов связи: радиосвязь, административно-хозяйственная связь, селекторная связь, поездная связь и тоннельная связь, плюс магистральная информационная сеть с защитой от внутренних и внешних хакерских атак. При управлении поездами применяется комплексная автоматизированная система движения поездов с помощью автоведения и система видеонаблюдения из кабины машиниста за платформой и пассажирами во время остановки.
Гордость казанского метро – единственный в России Объединенный центр диспетчерского управления, который включает в себя поездного диспетчера, диспетчера электромеханических устройств и диспетчера электроснабжения. Рядом вскоре появится совместный с МЧС и МВД диспетчерский центр «Аксион».
Примечательно то, что все это было сделано предприятием «Метроэлектротранс» в условиях отсутствия федерального целевого финансирования – в прошлом году федеральные деньги по технической ошибке застряли в Москве. Тем не менее, метро даже перевыполнило план по установке тех же самых «Рубиконов»: вместо одной рамки на вход, как предусмотрено федеральной комплексной программой, по две-три, полностью направляя пассажиропоток через этот первый «оборонительный редут». И такие меры уже дают свои плоды: буквально недавно на входе на станцию был задержан человек с травматическим оружием, не имевший лицензии на его ношение.
Говоря об увиденном сегодня в метро на последовавшем за осмотром совещании в министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики, Леонид Бершанский назвал Казанский метрополитен уверенным лидером среди всех региональных метрополитенов России по части внедрения системы комплексной безопасности на транспорте. «Та работа, которую провели субъекты в остальных городах, и те мероприятия, которые мы увидели сегодня, отличаются очень сильно», – заявил на встрече с журналистами замруководителя Росжелдора. – «Все мероприятия, которые с остальными мы только планируем, здесь уже сделаны. Но безопасности мало не бывает, тем более, что мы с вам в преддверии такого серьезного мероприятия как Универсиада. Оборудование это не панацея на все 100%, безусловно, здесь должны слаженно работать все службы, работать на опережение».
С мнением москвичей согласен и генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов. По его словам, согласно плану регулярно совместно с МЧС и МВД по РТ проводятся инструктажи и учения с обслуживающим персоналом метрополитена. А с усилением систем безопасности возникнет необходимость доукомплектации штата метро еще 192-мя сотрудниками, которые будут обслуживать расширенные системы видеонаблюдения на станциях и переходах, систему радиационного, химического биологического контроля на стациях, в информационных киосках и прилегающих территориях, а также автоматизированную систему идентификации личности в пассажиропотоке.
Во исполнение Указа Президента РФ предусмотрено финансирование создания системы комплексной безопасности в казанском метро на сумму 402 млн. руб. Соответствующими ведомствами разработаны требования по оснащению метро современным антитеррористическим оборудованием. В этом году Татарстан получит на эти цели порядка 127 млн. рублей, включая и «недошедшие» с прошлого года 75,8 млн.
Ситуацию с двусторонним финансированием прокомментировал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин: «Мы и своими силами готовы осуществлять все меры по обеспечению условий безопасности на транспорте, – заверил министр, – но с федеральной поддержкой нам это делать легче. Республика сегодня готовит собственную программу комплексной безопасности на транспорте, рассчитанную на несколько лет и мы готовы софинансировать все указанные в программе мероприятия». 30 марта Ленар Сафин и Леонид Бершаснкий обсудят опыт Казани на расширенном совещании в Минтрансе РФ под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитина
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» выполняется ремонт автодороги Елабуга - Лекарево - Большие Армалы, км 10+620 - км 11+376, км 11+573 - км 12+067 в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан, протяженностью 1,250 км.
На автомобильных дорогах общего пользования регионального значения по состоянию на 15 мая 2024г. выполнен ямочный ремонт на площади 199 674,05 м2 (25 898,01 тн).