Безопасность дорожного движения зависит от множества факторов и прежде всего от освещенности улиц и магистралей. При поддержке Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ и ГКУ «Главтатдортранс» ООО «Строительная организация «Тозелеш» разработала такие интеллектуальные системы управления искусственным освещением, которые обеспечивают оптимальный уровень освещенности для безопасности участников дорожного движения. Параллельно с этим решалась задача максимальной экономии электроэнергии и снижения эксплуатационных расходов.
На освещение улиц приходится около 40% общего городского энергопотребления. Как рассказал заместитель генерального директора ООО «Строительная организация «Тозелеш» Рамиль Зиганшин, специалисты компании для регулирования наружного освещения разработали автоматизированную систему управления наружным освещением (АСУНО) на базе управляемых электронных пускорегулирующих аппаратов (ЭПРАУ), которые могут с успехом заменить традиционные электромагнитные в составе осветительных установок.
Внедрение управляемых электронных пускорегулирующих аппаратов позволяет удаленно, из центрального диспетчерского пункта, «видеть» состояние каждого светильника на обслуживаемой линии, в том числе входное напряжение, ток, наличие неисправностей. При этом диспетчерский пункт состоит из любого компьютера, подключенного к сети интернет. Использование ЭПРАУ дает возможность регулировать объекты (всю цепь или отдельный светильник): включить, выключить, быстро обнаружить неисправность на линии, контролировать ее целостность, а также приглушить или усилить яркость освещения – диммировать - в зависимости от графика заказчика или в ручном режиме. «Тозелеш» научился диммировать яркость газоразрядной лампы до 50 - 60%. При эксплуатации данной системы питающий кабель находится под постоянным напряжением, что позволяет увеличить срок его службы в несколько раз и реализовать возможность использования дополнительного оборудования (видео камеры, трафикмониторы, метеостанции, средства видеофиксации правонарушений и т.д.)
Цифровая команда управления световым потоком осветительных установок передается по радиоканалу. Максимальное количество осветительных установок в одной линии освещения – 2046. Количество линий, регулируемых от одного пункта управления, - 12.
Как показала практика, внедрение автоматизированной системы управления наружным освещением снижает стоимость работ на монтаже осветительных установок на 26%, что в расчете на один километр экономит более миллиона рублей. Потребление электроэнергии снижается до 40%. При использовании управляемых электронных пускорегулирующих аппаратов увеличивается срок службы ламп, отсутствует акустический шум, световой поток остается неизменным при колебаниях питающего напряжения, возможно прогнозирование замены ламп, снижаются расходы на обслуживание линий освещения.
На сегодняшний день в республике на линиях общей протяженностью свыше 39 км установлено более 1440 управляемых электронных пускорегулирующих аппаратов, количество светильников - более 3300 единиц, общая протяженность участков - около 100 км. Поставлена задача - все линии искусственного освещения, находящиеся в зоне ответственности ГКУ «Главтатдортранс», перевести на ЭПРАУ. Запланированные мероприятия должны быть завершены к концу 2013 года.
Параллельно разработана и реализована автоматическая система метеорологического контроля за дорогами. На сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ в режиме on-line транслируются данные, поступающие с 26 метеорологических станций, установленных на территории республики. Количество метеостанций постоянно увеличивается, в ближайшие годы они появятся во всех районах республики. Каждая метеостанция оснащена комплексом датчиков, отслеживающих температуру и влажность воздуха, состояние дорожного полотна, коэффициент сцепления. В комплекс оборудования включена цветная видеокамера.
Наличие регулярной информации о фактических метеорологических условиях на автомагистралях, а также специализированных прогнозов погоды позволяет кардинально оптимизировать использование имеющихся ресурсов и, соответственно, снизить стоимость работ по содержанию автомобильных дорог. Зная прогноз погоды, подрядные организации могут принимать решения относительно фронта работ: надо ли рассыпать песчано-солевую смесь на трассу, чтобы не образовывалась наледь, или сэкономить солярку и реагенты при «сухом асфальте».
В диспетчерском центре «Тозелеш» в оперативном режиме собираются, накапливаются и обрабатываются все данные о метеорологических условиях и состоянии автодорог. Здесь составляют отчеты о состоянии автодорог, о метеорологических условиях, техническом состоянии системы.