Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов провел круглый стол на тему «Перспективы импортозамещения в дорожно-строительной отрасли».
Сенатор отметил, что процент импортной дорожно-строительной техники, используемой подрядчиками, традиционно был высок и доходил во многих организациях до 80–90 проц. После ухода из России ряда иностранных компаний поначалу возник дефицит техники, а также сложности в обновлении иностранного программного обеспечения.
Константин Долгов рассказал, что в настоящее время происходит процесс замещения продукции из недружественных стран поставками из других государств. Импортная техника по‑прежнему превалирует в ряде конкретных сегментов дорожно-строительной техники (ДСТ) в России. «Например, доля импортной продукции среди фронтальных погрузчиков составляет 94 процента, экскаваторов – 81 процент, автогрейдеров – 70 процентов, дорожных катков – 65 процентов», — уточнил он.
Парламентарий напомнил, что приказом Министерства промышленности и торговли РФ утвержден План мероприятий по импортозамещению в отрасли производства строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и наземной аэродромной техники РФ на период до 2024 г. «Предусмотрено увеличение уровня локализации производства техники и компонентов. Доля отечественной самоходной техники для строительства и обслуживания дорог, зданий и сооружений по сравнению с базовым 2020 годом должна возрасти с 25 процентов до 45 процентов к 2024 году».
Константин Долгов сообщил, что меры поддержки, которые оказываются российским производителям, имеют эффект. «В первом полугодии текущего года отечественные производители отгрузили на внутренний рынок на 21 процент больше продукции в денежном выражении, чем за аналогичный период прошлого года. Общее производство ДСТ российскими заводами выросло на 31 процент».
При этом, добавил сенатор, из‑за малого объема производства российская продукция зачастую дороже иностранных аналогов, а ее качество еще не всегда соответствует высоким требованиям.
Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов в своем выступлении рассказал, что принятые в отрасли меры поддержки охватывают весь жизненный цикл – от НИОКР до конечной реализации проектов. «Кроме того, отдельная программа, реализуемая Агентством по технологическому развитию, нацелена на создание собственной компонентной базы, что является приоритетом с точки зрения обеспечения технологического суверенитета. Активно поддерживаются инвестиционные проекты».
Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Ренат Гайнетдинов сообщил, что ведомством ведется работа по увеличению объема отечественных дорожно-строительных машин в парке подрядных организаций. Он также подчеркнул важность увеличения средств, выделяемых на поддержку НИОКР по созданию отечественной дорожно-строительной техники, аналоги которой пока отсутствуют в России.
В обсуждении приняли участие директор департамента ценообразования и ресурсного обеспечения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Вилков, начальник отдела в Управлении научно-технического обеспечения развития строительной отрасли Департамента градостроительной политики города Москвы Светлана Марченкова, Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов, представители государственных корпораций, коммерческих организаций, общественных объединений и НКО.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в своем выступлении заявил о необходимости импортозамещения в России, где дороги строятся тысячами километров.
«Промышленность работает над тем, чтобы те заводы, которые сегодня производят дорожно-строительную технику, активно переключались на выпуск своей продукции. В идеале, чтобы уровень нашей дорожно-строительной техники российской вплотную подошел к уровню международному, чтобы мы спокойно могли планировать свою работу на много лет вперед», — прокомментировал Фарит Ханифов.
По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации, нацеленные на дальнейшее активное развитие отрасли.