Повестка проведения расширенного заседания коллегии
Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ
До начала коллегии на площадке перед КЦ «Сайдаш» Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов вручит 26 автомобилей специалистам ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан».
Также у входа в КЦ «Сайдаш» гости смогут осмотреть мобильную дорожную лабораторию для сбора пространственных данных (ФАУ «РОСДОРНИИ»). Сопровождают министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Мударисович Ханифов и генеральный директор ФАУ «Росдорнии» Станислав Юрьевич Набоко.
Гостей коллегии в фойе КЦ встречают финалисты и участники WorldSkills.
Для участников и гостей коллегии организована выставка.
В рамках итоговой коллегии состоится подписание Соглашения о сотрудничестве между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Российский университет транспорта». Предметом Соглашения является сотрудничество в сфере разработки методических рекомендаций, анализу дорожно-транспортной инфраструктуры, алгоритмических подходов по моделированию объектов транспортной инфраструктуры и прогнозированию пассажиропотоков в Республике Татарстан, а также взаимодействие по подготовке кадров для транспортной отрасли. Подписывают Соглашение министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Мударисович Ханифов и ректор Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет транспорта» Александр Алексеевич Климов.
Кроме того, состоится обмен соглашениями между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан АО «Автострада» по строительству автомобильной дороги «Шали - Бавлы». Обмен соглашениями осуществляют министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Мударисович Ханифов и генеральный директор АО «Автострада» Ренат Дамирович Уткин.
Со вступительным словом в режиме ВКС выступит первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Андрей Александрович Костюк.
С докладом о результатах деятельности дорожно-транспортного комплекса Республики Татарстан в 2021 году и основных задачах на 2022 год выступит министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Мударисович Ханифов.
Об итогах работы Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД» за 2021 год расскажет Начальник дороги Вячеслав Витальевич Дмитриев. Кроме того, состоится Телемост с Куйбышевской железной дорогой, посвященный открытию в Волго-Камском регионе центра продажи услуг в здании бывшего железнодорожного вокзала на станции Круглое Поле. С приветственным словом выступит начальник Куйбышевского центра фирменного транспортного обслуживания Игорь Владимирович Хахулин.
Тема выступления директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифката Нургалиевича Минниханова будет посвящены цифровизации транспортного комплекса и платформенному подходу.
С итогами деятельности аэропортов Республики Татарстан в 2021 году и планами их развития в 2022 году ознакомит генеральный директор международного аэропорта «Казань» имени Габдуллы Тукая Сергей Анатольевич Романцов.
Директор Высшей инженерной школы РУТ (МИИТ) Олег Николаевич Покусаев поделится опытом подготовки кадров для цифровой трансформации транспорта.
С заключительным словом выступит Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.
На заседании итоговой коллегии состоится церемония награждения государственными наградами работников дорожно-транспортного комплекса Республики Татарстан.
Итоги деятельности транспортного комплекса Республики Татарстан за 2021 год
Итоги работы транспортной отрасли за 2021 год
Воздушный транспорт
Аэропорты Татарстана в 2021 году обслужили (на прибытие и отправление) 4 573,5 тыс. человек, что на 72,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года (2020 год – 2 644,4 тыс. человек). В сравнении с 2019 годом увеличение на 6,3 %. Повышение показателей пассажиропотока произошло из-за роста объемов пассажирских воздушных перевозок, связанных с возобновлением международных рейсов из международных аэропортов «Казань» (с 20.08.2020) и «Бегишево» (с 19.06.2021), ранее ограниченных с связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Республика Татарстан продолжает принимать активное участие в федеральной программе субсидирования авиаперевозок. В 2021 году республика субсидировала авиаперевозки по 34 маршрутам, предоставлено субсидий на сумму 546,6 млн. рублей (в 2019 году субсидировались 25 направлений, было предоставлено субсидий на сумму 532,5 млн рублей). Участие в данной программе позволяет обеспечить доступность региональных авиаперевозок для населения республики.
Воздушный транспорт в Республике Татарстан представлен деятельностью пяти предприятий, осуществляющих воздушные перевозки:
- авиакомпания «ЮВТ АЭРО», выполняющая региональные авиаперевозки из аэропортов Республики Татарстан;
- авиакомпании «Тулпар Эйр», «Тулпар Экспресс», «Казанское авиапредприятие» и «Авиасервис», осуществляющие деятельность в сегменте «Бизнес авиация» и «Вертолетные перевозки». Клиентами авиапредприятий являются государственные и общественные организации, крупный и средний бизнес Республики Татарстан и Российской Федерации.
Каждая из трёх сформированных в Республике Татарстан агломераций (Казанская, Камская, Альметьевская) обладает наличием своего аэропортового комплекса.
Международный аэропорт «Казань» расположен на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в 28 км юго-восточнее Казани, включает в себя искусственную взлетно-посадочную полосу размером 3750х45 метров, аэровокзальный комплекс, состоящий из трех пассажирских терминалов (терминал 1, 1А и 2). Из аэропорта выполняются регулярные и чартерные перевозки в города России, в ближнее и дальнее зарубежье.
В настоящее время международный аэропорт «Казань» является многофункциональным аэропортовым комплексом с огромным потенциалом, прекрасно оснащенным в техническом плане. Работу воздушной гавани высоко оценивают ведущие эксперты, неоднократно внося аэропорт «Казань» в списки лидеров мировой аэропортовой отрасли. Международный аэропорт «Казань» с 2014 года участвует в рейтингах компании Skytrax и является обладателем многочисленных наград, а также обладателем рейтинга «4 звезды».
В 2021 году компания NACO Royal HaskoningDHV (Нидерланды) приступила к разработке Мастер-плана развития АО «Международный аэропорт «Казань» до 2050 года, в рамках которого будет осуществлен комплексный анализ прогнозных показателей пассажирского и грузового потоков, изучение необходимости строительства нового пассажирского терминала и расширения аэровокзального комплекса, организации зоны технического обслуживания и ремонта воздушных судов, а также строительства современного грузового терминала.
Международный аэропорт «Бегишево», расположенный в 21 км от города Нижнекамска и в 24 км от города Набережные Челны, включает в себя искусственную взлетно-посадочную полосу размером 2502x42 метра и аэровокзал. Из аэропорта выполняются регулярные и чартерные перевозки в города России, в ближнее и дальнее зарубежье.
На завершающей стадии находятся работы по реализации 2-й очереди проекта «Реконструкция аэропортового комплекса «Бегишево», выполняемой за счет средств федерального бюджета (638,8 млн. рублей). Проект предусматривает замену периметрового ограждения аэропорта и оснащение его техническими средствами охраны, а также строительство патрульной дороги.
Продолжается строительство нового терминала международных воздушных линий аэропорта «Бегишево» с пропускной способностью 200 пассажиров в час на прилёт и столько же на вылет. Выполнено около 65% работ от всего объёма: заканчивается отделка фасада, ведутся отделочные работы внутри здания, установлены лифты и эскалатор. Также изменена конфигурация и произведено благоустройство привокзальной площади, увеличено количество машиномест на парковке, сейчас производится обновление фасада гостиницы. Предварительный срок ввода нового терминала в эксплуатацию – ноябрь 2022 года. Стоимость 1,089 млрд рублей.
Аэропорт Бугульма - это «воздушные ворота» нефтяного юго-востока Татарстана. Аэропорт находится на расстоянии 7 км от города Бугульма, включает в себя искусственную взлетно-посадочную полосу размером 2000x40 метра и аэровокзал. Из аэропорта выполняются регулярные и чартерные рейсы в регионы России.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный пассажирский транспорт Республики Татарстан представлен деятельностью пригородной компании АО «Содружество».
За 2021 год пригородным железнодорожным транспортом отправлены 5,87 млн. пассажиров, что составляет 117% от уровня прошлого года (5,032 млн. пассажиров в 2020 году) и 88,3 % к уровню 2019 года, в том числе 219,26 тыс. - граждан льготных категорий и 578,88 тыс. обучающихся.
В 2021 году в бюджете Республики Татарстан на мероприятия в области железнодорожного транспорта в связи с государственным регулированием тарифов и перевозкой льготных категорий граждан регионального значения предусмотрены 380,64 млн. рублей. Прогнозное исполнение по итогам 12 месяцев 2021 года составляет 339,34 млн. рублей.
1 мая 2021 года открыто движение пригородного поезда по маршруту Алнаши – Заинск, который для увеличения охвата транспортного обслуживания территорий и укрепления межмуниципальных связей, в июле продлен до станции Альметьевская.
За 12 месяцев 2021 года на железнодорожном транспорте в Республике Татарстан осуществлена погрузка 15,18 млн. тонн грузов, что на 2,4 % ниже уровня 2019 года (15,56 млн.тонн).
В 2022 году грузоотправку планируется сохранить на уровне 2021 года.
Внутренний водный транспорт
Реки Волга, Кама, Вятка, Свияга, Белая, Казанка, расположенные на территории Республики Татарстан, входят в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 №1800-р «О Перечне внутренних водных путей Российской Федерации». Для перевозки грузов водным транспортом в направлениях с северо-запада и северо-востока на юг используются Волжский и Камский судоходные пути.
Общая протяженность внутренних водных путей в границах Республики Татарстан составляет 1 057 км, в том числе в Волжском бассейне – 788 км и Камском бассейне – 269 км.
На территории республики функционируют 7 пассажирских причалов (Казань, Свияжск, Болгар, Тетюши, Чистополь, Елабуга, Нижнекамск), 2 паромные переправы (Зеленодольск – Нижние Вязовые, Аракчино – Верхний Услон), 4 ледовые переправы (Зеленодольск – Нижние Вязовые, Аракчино – Верхний Услон, Соколка –Новый Закамский, Покровское – Красный ключ).
Содержание водных путей в Республике Татарстан возложено на Казанский район водных путей и судоходства и Нижнекамский район водных путей и судоходства.
Пассажирские перевозки в пригородном сообщении на водном транспорте на территории республики осуществляют два предприятия: АО «Судоходная компания «Татфлот» и ООО «Производственное объединение нерудных материалов «Набережные Челны».
Услугами внутреннего водного транспорта в пригородном сообщении в навигацию 2021 года воспользовались 334 тыс человек, в сравнении с 2019 годом увеличение на 15,3 % (в 2019 году – 289 тыс человек).
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт Республики Татарстан представлен деятельностью 45 перевозчиков различных форм собственности, в том числе 15 крупных автотранспортных предприятий Республики Татарстан.
Среднесписочное количество подвижного состава пассажирских автотранспортных предприятий за 2021 год насчитывает 1 861 единицу автобусов, которые обслуживают 754 маршрута, в том числе 164 межмуниципальных маршрутов, на которых задействован 541 автобус.
За 2021 год автотранспортными предприятиями республики перевезены 237,16 млн. пассажиров, против 200,2 млн пассажиров за 2020 год, за 2019 год – 298 млн пассажиров. Городской электрический транспорт
Среднесписочное количество подвижного состава предприятий городского электрического транспорта в 2021 году составило 472 единицы, в том числе 249 трамваев, 208 троллейбусов, 15 поездов метрополитена.
Городским электрическим наземным транспортом осуществляются перевозки пассажиров по 38 маршрутам.
Объем перевезенных пассажиров городским электрическим транспортом за 2021 год составил 88,4 млн пассажиров, что в сравнении с прошлым годом больше на 11,5%.
Пассажирооборот на предприятиях городского электрического транспорта за 2021 год составил 419,2 млн пассажиро-киллометров и увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 20,5%.
Обновление подвижного состава
В 2020 году Минтранс России в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» начал оказывать содействие регионам в обновлении пассажирского транспорта. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга – путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств с субсидированием 60% от их стоимости. Всего на эти цели из федерального бюджета направят в целом 20 млрд рублей - по 4 млрд рублей в год на все субъекты Российской Федерации. За период 2020-2021 гг. Казанской агломерацией приобретены 113 автобусов с двигателем, работающем на газовом топливе (2020 год – 73 автобуса, 2021 год – 40 автобусов).
Организация перевозок пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан
На данный момент деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан осуществляется по 5 385 действующим разрешениям.
В 2021 году:
- поданы 1 128 заявлений (-62% 2020г.) на 2 442 автомобиля (-65%) в сравнении за аналогичный период 2020 года было подано 2 980 заявлений на 6 974 автомобиля;
- выданы 1 889 разрешений (в 2020 году выданы 5 356 разрешений), это на 3 467 разрешений меньше (-65%) в сравнении с 2020 годом.
Уменьшение количества поданных заявлений на получение разрешений и количества действующих разрешений в 2021 году связано прекращением деятельности заявителей, получивших разрешения в качестве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Информация о мерах социальной поддержки граждан льготных категорий на автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования
За 2021 год 45 муниципальным образованиям республики выплачены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в размере 843 796,5 тыс рублей.
Итоги работы дорожной отрасли за 2020 год
Региональные автодороги
За счет выделенных средств в 2021 году в соответствии с Программой дорожных работ на региональных автодорогах:
- построены 55,5 км автомобильных дорог;
- выполнено строительство 6 мостов;
- выполнено строительство 1 путепровода;
- отремонтированы 416 км существующей региональной сети;
- выполнен ремонт 6 мостов;
- построена 21 подъездная дорога к садовым обществам Республики Татарстан общей протяженностью 15,8 км и 30 подъездов к семейным фермам и животноводческим комплексам общей протяженностью 47,1 км;
- построены 19 подъездных дорог к оздоровительным лагерям Республики Татарстан общей протяженностью 16,6 км.
Муниципальные дороги
Для улучшения состояния муниципальной дорожно-уличной сети в населенных пунктах республики выполнены следующие программы:
- приведение в нормативное состояние дорожно-уличной сети в населенных пунктах общей протяженностью 148 км с использованием щебеночно-песчаной смеси (ЩПС);
- ремонт существующего асфальтобетонного покрытия населенных пунктов общей протяженностью 163,7 км;
- ремонт дорог за счет средств муниципальных дорожных фондов общей протяженностью около 126 км.
Кроме того, в текущем году начато строительство Вознесенского тракта в Казани (1 этап - 3,8 км, 13,77 млрд рублей, начало строительства – 2021 год, окончание строительства – 2023 год).
Федеральные автодороги
В 2021 году объем финансирования дорожных работ из бюджета Российской Федерации на содержание, ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию автодорог федерального значения и искусственных сооружений на них в Республике Татарстан составил 11 758,8 млн рублей, в том числе: строительство и реконструкция автодорог – 4 197,497 млн рублей, капитальный ремонт дорог – 3 029,808 млн рублей, ремонт дорог – 798,260 млн рублей, ремонт искусственных сооружений – 72,216 млн рублей, капитальный ремонт искусственных сооружений – 29,700 млн рублей, содержание дорог – 1 911,537 млн рублей, содержание мостов – 170,761 млн рублей, прочее – 1 548,97 млн рублей.
Реконструкция федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа в Республике Татарстан
Автомобильная дорога М-7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы является автомагистралью федерального значения, связывающей западные районы России через Республику Татарстан с Удмуртией, Башкирией, а также с Уралом, Сибирью, Казахстаном.
Продолжается реконструкция 36 км федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга» от границы Республики Чувашия до развязки на Иннополис на сумму 2,7 млрд рублей, в т.ч. реконструкции мостового перехода через реку Свияга на км 757 автодороги М-7 «Волга» на сумму 1,5 млрд рублей;
Выполнены проектные работы по строительству транспортной развязки в разных уровнях на участке обхода г.Казани на км 796 автодороги М-7. Сроки реализации - 2021-2024 годы.
Запроектированы транспортные развязки в г.Набережные Челны на участке км 1048+300 и км 1052+600 автодороги М-7 «Волга».
Завершено строительство транспортных развязок в одном уровне с отнесенными левоповоротными съездами на км 1014 и км 1017 автомобильной дороги М-7 «Волга».
Реализация данных мероприятий позволит связать между собой места концентрации крупных производств, повысит безопасность дорожного движения.
Капитальный ремонт автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к городам Ижевск и Пермь на участке км 4+000 - км 15+200, Республика Татарстан
До 2021 года дорожное движение осуществлялось по автодороге II технической категории с 2 полосами движения. На отдельных ее участках движение затруднялось из-за несоответствия требованиям норм по расстояниям видимости и, соответственно, необходимостью ограничения максимальной скорости, запрещения обгонов.
Участок автомобильной дороги с четырьмя полосами движения, 4-мя разворотными петлями соответствует параметрам II технической категории.
Для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов предусмотрено устройство наружного освещения автобусных остановок.
Капитальный ремонт позволяет ликвидировать очаги аварийности, значительно увеличить пропускную способность автомобильного транспорта, а также повысить уровень комфорта и безопасность дорожного движения.
Реконструкция федеральной автомобильной дороги Р-239 Казань – Оренбург, подъезд к аэропорту Казань.
Ведется реконструкция 6,4 км федеральной дороги Р-239 Казань – Оренбург, подъезд к аэропорту Казань на сумму 1,5 млрд рублей. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2023 год.
Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» в Республике Татарстан
«Безопасные и качественные автомобильные дороги» - национальный проект, реализуемый в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина. Ключевыми целями проекта является увеличение доли автомобильных дорог, находящихся в нормативном состоянии и снижение количества мест концентрации ДТП. В Республике Татарстан в состав проекта вошли 3 городские агломерации – Казанская, Набережночелнинская и Нижнекамская и вся региональная сеть.
Общая сумма финансирования на 2021 г. – 12 232,8 млн рублей, в т.ч. федеральный бюджет – 9 112,0 млн рублей:
- Региональная сеть дорог – 1 392,8 млн рублей.
- Казанская агломерация – 9 158,5 млн рублей, в т.ч. 8 158,5 млн рублей – федеральный бюджет.
- Набережночелнинская агломерация – 1 150,54 млн рублей, в т.ч. 470,54 млн рублей – федеральный бюджет.
- Нижнекамская агломерация – 530,9 млн рублей, в т.ч. 482,9 млн рублей – федеральный бюджет.
В рамках национального проекта отремонтированы 245,6 км дорог, выполнены мероприятия по повышению безопасности дорожного движения: установлены 8 светофорных объектов, 91 искусственная неровность, 7 048 погонных метров пешеходного ограждения, 27 710 погонных метров барьерного ограждения, 76 остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, 4 533 дорожных знака, обустроены 37 195 погонных метров тротуаров и пешеходных дорожек, 6 303 погонных метров освещения, 177 пешеходных переходов.
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» ведутся работы на крупных капиталоемких объектах:
- завершена реконструкция автодороги Казань – Шемордан, на участке км 16+200 - км 21+977 в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан (4,8 км, лимит 2021 года – 1 616,7 млн рублей, начало реконструкции – август 2020 года, окончание реконструкции – декабрь 2021 года). Дорога обеспечивает свободный и безопасный доступ до ЖК «Царево»;
- завершена реконструкция участка Большого Казанского кольца – от ул. Техническая до ул. Магистральная (ул. Тихорецкая), протяженностью 2,36 км. Также начаты работы на участок от ул. Магистральная до ул. Девятаева (ул. Меховщиков) протяженностью 2,0 км, планируется ввод в 2023 году;
- продолжено строительство дублера горьковского шоссе - автомобильной дороги от ул. Несмелова до автомобильной дороги федерального значения М-7 «Волга» через жилой комплекс «Серебряный бор» в Кировском районе Казани (1 этап - 6,2 км, 4,7 млрд рублей, начало строительства – 2020 г., окончание строительства – 2022 г.).
Казанская агломерация
В 2021 году по Казанской агломерации отремонтированы 79,1 км дорог, в том числе 13,45 км улиц в г.Казани (ул. Несмелова, ул.Техническая). Реконструкция участка автодороги Казань - Шемордан и М-7 «Волга» - Богородское - Куюки и другие.
Набережночелнинская агломерация
В Набережночелнинской агломерации отремонтированы 51,1 км дорог, в том числе и улицы в г.Набережные Челны (ул.Шамиля Усманова, автодороги промышленно-коммунальной зоны), что обеспечивает достижение 81 % нормативного состояния. Реконструкция участка автодороги Набережные Челны-Сарманово.
Нижнекамская агломерация
Нижнекамской агломерации отремонтировано 10,1 км дорог (ул.Вокзальная, ул.Ахтубинская), что обеспечивает достижение 74,4 % нормативного состояния.
Реализация мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»
Для внедрения интеллектуальных транспортных систем в рамках реализации проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Казанской и Набережночелнинской агломерациях Республики Татарстан выполнены следующие работы:
- поставлены 53 комплекса фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения;
- выполнены работы по дооборудованию светофорных объектов адаптивной системой управления дорожным движением;
- выполнены работы по реализации 2 этапа по созданию автоматизированной информационной системы «Единая платформа управления транспортной системой Республики Татарстан»;
- выполнены работы по строительству двух пунктов автоматического весогабаритного контроля;
- выполнены работы по модернизации центра диспетчеризации, мониторинга и управления транспортом на территории Республики Татарстан (45 дополнительных комплексов измерения интенсивности).
Кроме этого в 2021 году проведена пилотная диагностика 489,83 км автомобильных дорог Татарстана лабораторией «Эскандор». Это позволит получить 3D визуализацию данных дорог и придорожной полосы.
Проработан вопрос реализации в 2022 году пилотной зоны для движения беспилотных транспортных средств вблизи ОЭЗ ППТ «Алабуга». Длина маршрута составит 9,2 км.
Экологическая безопасность
Для улучшения состояния экологической обстановки в 2021 году организациями транспортного комплекса Республики Татарстан на выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности израсходовано более 260 млн рублей, в том числе на мероприятия:
- по охране атмосферного воздуха затрачено более 185 млн рублей,
- по охране водных объектов - более 12 млн. руб.,
- по сокращению объемов образования отходов производства, потребления и утилизации -более 25 млн рублей,
- по охране почв - более 38 млн рублей.
Инновационное развитие
Инновационное развитие в дорожно-транспортной отрасли
Министерство ведет непрерывную работу по поиску и внедрению новых и наилучших технологий. В этих целях ежегодно разрабатывается и реализуется план внедрения новых материалов и технологий, проводится опытное внедрение для последующего мониторинга. За четыре предшествующих года такие работы проведены более чем на 110 объектах. В 2021 году выполнено 24 внедрения на 14 объектах. На 2022 такие работы запланировано выполнить на 23 объектах.
В рамках данной работы на автомобильных дорогах используются обработанные местные минеральные материалы, композитные материалы и изделия, различные новые виды асфальтобетонов, современные защитные и гидроизолирующие системы.
В 2021 году при капитальном ремонте автомобильных дорог Шушмабаш – Сердебаш и «Ишкеево – Нижний Таканыш» в качестве покрытия на мостах использовался пористо-мастичный асфальтобетон, дренирующий в верхней части и литой в нижней, обеспечивающий быстрый отвод воды с поверхности дороги.
При ремонте дороги Соболевское – Чулпаниха впервые на региональных автомобильных дорогах республики были использованы стойки дорожных знаков из композитных материалов.
Результаты выполненной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы были использованы при капитальном ремонте автодороги Кильдебяк - Старая Икшурма. На объекте применены местные обработанные и модифицированные горные породы Республики Татарстан.
Разработка нового республиканского стандарта позволила при реконструкции
ул. Гостева в г.Набережные Челны и автомобильной дороги Набережные Челны – Сарманово использовать щебень из бетонного лома.
В 2021 году на участке автомобильной дороги Алексеевское - Высокий Колок выполнено устройство покрытия с использованием полимерно-битумного вяжущего. В качестве модификатора для производства вяжущего использован стирол-бутадиен-стирол – новый вид полимерной продукции ПАО «Нижнекамскнефтехим».
Начата работа по реализации автодорожного моста из полимерных композитных конструктивных материалов.
В 2021 году на всех объектах национального проекта «Безопасные качественные дороги» выполнены работы с использованием новых материалов из Реестра новых и наилучших технологий ФАУ «РОСДОРНИИ». Работы выполнялись на 94 объектах дорожного строительства.
В основном, это технологии устройства слоев покрытия дорожной одежды с использованием новых стандартов на горячие асфальтобетонные и щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси.
Новые технологии применены на 23 объектах в Казанской агломерации, на 8 - в Набережночелнинской, 4 - в Нижнекамской и на 59 объектах региональной сети.
Реализовать все эти технологии представилось возможным благодаря хорошей оснащенности лабораторий службы заказчика и подрядных организаций республики. К контролю качества также привлекаются специалисты Казанского государственного архитектурно-строительного университета на базе которого создан современный научно-образовательный центр «Roads/Дороги».
Цифровизация отрасли
В основе Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Республики Татарстан лежит реализация 6 приоритетных инициатив, которые направлены на:
- коммерческое использование беспилотников на всех видах транспорта для перевозки пассажиров и грузов к 2030 году;
- внедрение и развитие сервиса движения общественного транспорта. За счет этой меры произойдет уменьшение времени ожидания городского общественного транспорта, а скорость перемещения пассажиров возрастет на 37%;
- перевод в цифровой вид оформление грузоперевозок и технологическую бесшовность процедур на пограничных пунктах, что позволит увеличить грузооборот в 10 раз со странами ЕАЭС;
- интеграция с национальной системой управления данными (синхронизация ситуационных центров).
- мониторинг и контроль объектов транспортной инфраструктуры с помощью «цифровых двойников», что обеспечит безопасность дорожно-транспортных объектов,
- применение технологии искусственного интеллекта для моделирования транспортных потоков.
Задачи цифровизации
Сегодня наблюдается активная цифровая трансформация транспортного комплекса – создается цифровая транспортная инфраструктура, происходит цифровизация транспортных средств, разрабатываются цифровые транспортные сервисы, госуслуги отрасли также переходят в «цифру».
В рамках цифровой трансформации транспортного комплекса стоят следующие задачи:
1. Достижение целевых показателей «Цифровой зрелости»;
2. Перевод услуг в электронный вид в транспортном комплексе;
3.Реализация инициатив Минтранса России по цифровой трансформации транспортной отрасли.
Достижение поставленных задач взаимосвязано с исполнением показателей «Цифровой зрелости» в сфере «Транспорт и логистика» в рамках достижения национальной цели «Цифровая трансформация».
По всем 3 показателям до 2030 года установлен план – 100%.
По итогам года обеспечение предприятий транспортного комплекса Татарстана составило:
1. GPS/ ГЛОНАСС на 97,1%,
2. системами безналичной оплаты проезда (валидаторами) на 93,5%;
3. системами видеонаблюдения салонов на 67%.
Работа продолжается.
В 2021 году все услуги отрасли переведены в электронный вид – 100%.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ ОТРАСЛИ И ЗАДАЧИ НА 2022 ГОД
1. «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа. Строительство автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа на участке обхода городов Нижнекамска и Набережных Челнов, Республика Татарстан»
Автомобильная дорога М-7 «Волга» является наиболее грузонапряженной транспортной артерией Республики Татарстан, обеспечивая перевозки грузов и пассажиров как внутри республики, так и транзитом через республику. Крупными грузообразующими и грузопоглощающими узлами являются города Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, расположенные на территории кластера «Иннокам».
Дальнейшее развитие Кластера сдерживает ограниченность транспортной инфраструктуры «Иннокам». Единственный въезд в г.Набережные Челны по дороге М-7 «Волга» проходит по плотине Нижнекамской ГЭС, предельная пропускная способность которой превышена в два раза. Участок автомобильной дороги, проходящий по территории города Набережные Челны, также перегружен городским и транзитным транспортом. В пиковые часы наблюдаются километровые транспортные заторы, тем самым создается неблагоприятная экологическая обстановка.
Для решения задачи повышения внешней транспортной доступности Камской агломерации предусматривается реализация крупных инфраструктурных проектов.
Целью строительства данной автомобильной дороги с мостовым переходом через реку Каму является создание непрерывной и высокоскоростной автотранспортной связи, обеспечивающей оптимальный выход транспортных потоков, формируемых в Нижнекамской агломерации, в направлении г.Казани и центральных регионов России. Новый мост позволит перенаправить часть транзитных грузов в обход городов Набережные Челны и Нижнекамск.
Общая протяженность автодороги – более 80 км. Автомобильная дорога отнесена к дороге IБ категории «скоростная дорога» с 4-мя полосами движения, доступ на которую возможен через пересечения и примыкания в разных уровнях. Расчетная скорость движения -120 км/ч.
Проектируемая автомобильная дорога включает в себя мостовой переход через реку Кама.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.08.2018 №1610-р объект включен в схему территориального планирования Российской Федерации. Также проект предусмотрен Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
Данное направление фактически будет являться новым направлением федеральной дороги М-7 «Волга».
Реализация проекта обеспечит эффективное функционирование Камского инновационного территориально-производственного кластера, т.к. обеспечит транспортной доступностью нефтехимические, нефтеперерабатывающие предприятия в г.Нижнекамске, автомобилестроительные и автокомпонентные производства в г.Набережные Челны.
Строительство новой автодороги с мостовым переходом через р.Каму позволит перенаправить транзитный автотранспорт из западных регионов Российской Федерации, идущий через г.Казань по автомобильной дороге М-7 «Волга» в направлении городов Нижнекамск, Заинск, Набережные Челны и далее на Уфу, минуя загруженный автотранспортом проезд по плотине Нижнекамской ГЭС.
Сроки строительства - 2022-2024 гг.
2. Строительство платной автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги «Казань – Оренбург»
Проект имеет общегосударственное значение и ориентирован на формирование единой транспортной системы Российской Федерации.
В рамках государственно-частного партнерства планируется строительство автомобильной дороги Шали-Бавлы на участке Алексеевское – Альметьевск, протяженностью 145 км, на сумму 83,7 млрд рублей.
Основные параметры Объекта:
- Категория дороги – I-А;
- Количество полос движения – 4;
- Общая протяженность – 145 км;
- Прогнозная интенсивность – 12 тыс. авт./сут.;
- Расчетная скорость движения – 150 км/ч.
Сроки строительства 2022 –2024 гг.
Проект будет реализован в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
3. Строительство скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань»
В соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 №2101-р, разработанного в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», осуществляется реализация федерального проекта «Европа - Западный Китай» в части строительства скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва - Нижний Новгород – Казань».
Автомобильная дорога М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» в Республике Татарстан затрагивает 5 муниципальных районов (Кайбицкий, Апастовский, Верхнеуслонский, Лаишевский, Пестречинский). Протяженность автодороги 729 км, в т.ч. по Республике Татарстан - 142 км. В состав маршрута на территории Республики Татарстан входит новый мостовой переход через р.Волгу, протяженностью 3,3 км. Строительство указанного участка будет служить полноценным южным обходом г. Казани. Скоростная автодорога М-12 с мостом через Волгу позволит связать крупнейшие агломерации республики - Казанскую и Камскую экономические зоны, и улучшить их транспортную доступность, объединить разделенные Волгой территории республики, по кратчайшему пути свяжет развивающуюся особую экономическую зону Иннополис с предприятиями Камского инновационного территориально-производственного кластера.
Сроки строительства - 2020-2024 гг.
Класс автомобильной дороги - скоростная.
Расчетная скорость движения – 120 км/ч.
Заказчиком проекта строительства автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» выступает Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
Внесены изменения в Схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения в части прохождения автомобильной дороги М-12 (распоряжение Правительства РФ от 15.10.2020 №2660-р, распоряжение Правительства РФ от 23.06.2021 №1697-р).
По заказу ГК «Автодор» разработаны проекты планировки территории по 7, 8 этапам строительства автомобильной дороги М-12 на территории Республики Татарстан. Совместно с разработкой документации по планировке территории осуществлена подготовка проектной документации автомобильной дороги.
В 2021 году завершены два подготовительных этапа: проведены инженерные изыскания и создана сеть геодезической разбивочной основы. Ведутся работы по монтажу металлоконструкций для строительства мостового перехода через р. Волга, работы по устройству земляного полотна, снятию растительного слоя, устройству временных дорог, заготовка инертных материалов в большом объеме. Начато строительство более 50 искусственных сооружений, в том числе мост через Волгу. Завершена первая часть надвижки пролетного строения моста через Волгу весом 560 тонн. В рамках проекта также будут построены мосты через реки Меша и Свияга.
Общая сумма выполненных работ на территории Республики Татарстан в 2021 году составляет 30 млрд рублей (стоимость строительства оценивается в 165 млрд рублей).
4. Кольцевое железнодорожное движение г.Казань
Одним из перспективных социально-значимых проектов в сфере железнодорожного транспорта является проект «Организация кольцевого железнодорожного сообщения в г. Казани», который будет охватывать большую зону пригорода Казани, железнодорожные вокзалы и крупные транспортно-пересадочные узлы с метрополитеном.
Проектом предусмотрено строительство двух новых железнодорожных съездов в районе ст. Н. Аракчино и ст. Дербышки, строительство третьих путей и искусственных сооружений. Общая протяженность кольца составит 48 км и соединит 17 остановочных пунктов, в том числе два новых остановочных пункта: о.п. «Абжалилова» и о.п. «Торфяная».
Первым этапом планируется организовать строительство третьего пути на участке ст. Юдино – ст. Дербышки и съезда в районе ст. Новое Аракчино.
Реализация данного этапа позволит организовать надежную комфортную связь между аэропортом, железнодорожными вокзалами Казань-1, Казань-2 и городским транспортом (метро, автобус, трамвай, троллейбус). Созданная единая транспортная связь будет востребована как населением г. Казани, так и гостями из близлежащих регионов.
Разработана проектно-сметная документация первого этапа проекта, которая проходит ведомственную экспертизу ОАО «РЖД».
Задача на 2022 год: включить в инвестиционную программу ОАО «РЖД» и приступить к реализации проекта.
5. Транспортно-пересадочные узлы г. Казань
В соответствии с Протоколом встречи Президента Республики Татарстан
Р.Н. Минниханова с генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД»
О.В. Белозеровым подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Республики Татарстан и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в сфере выполнения работ по возведению транспортно-пересадочного узла «Компрессорный» (далее - Соглашение).
В рамках Соглашения ОАО «РЖД» разработана проектно–сметной документации в сфере выполнения работ по возведению транспортно-пересадочного узла «Компрессорный» в полосе отвода ОАО «РЖД».
Республикой Татарстан в лице заказчика ГКУ «Главтатдортранс» разработана проектно–сметная документация по благоустройству прилегающей территории к ТПУ «Компрессорный».
В октябре текущего года начаты строительно-монтажные работы по объекту.
Задача на 2022 год: выполнить строительно-монтажные работы со сдачей в эксплуатацию ТПУ «Компрессорный» в третьем квартале 2022 года.
6. Программа дорожных работ на 2022 год
На региональных автомобильных дорогах:
По Программе дорожных работ Республики Татарстан планируется сохранение всех направлений дорожных работ на сумму 36,8 млрд рублей.
- планируется построить и реконструировать 94,3 км дорог, отремонтировать около
150 км дорог;
- планируется отремонтировать подъезды к садовым обществам на общую сумму
0,300 млрд рублей;
- в рамках программы ЩПС планируется выполнить работы на общую сумму
1,0 млрд рублей;
- в н.п. отремонтировать асфальтобетонное покрытие планируется на общую сумму
1,0 млрд рублей;
- за счет средств муниципального дорожного фонда планируется выполнить работы на общую сумму 1,25 млрд рублей.
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Казанской, Набережночелнинской и Нижнекамской агломерациях и на региональной сети планируется отремонтировать 91,3 км автодорог на сумму 4,3 млрд рублей. Планируется реализация программы по приведению в нормативное состояние аварийных мостов. Будет продолжена реализация крупных капиталоемких объектов.
На федеральных автомобильных дорогах:
Планируемый объем финансирования дорожных работ на 2022 год – 17 716,112 млн рублей.