Наиболее актуальные вопросы, связанные с организацией работы железнодорожного транспорта

Выжимки из стенограммы выступления заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азата Галиахметова на «прямой связи» на радио ГТРК «Татарстан» 25 сентября 2008 года
 
1. Известно, что программа структурной реформы па железнодорожном транспорте продолжает свою работу по реализации мероприятий третьего этапа реформирования отрасли на основе ключевых принципов Программы - повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности и безопасности. Какие значимые события и изменения уже можно наблюдать. И что ждет нас впереди?
 
Структурная реформа железнодорожного транспорта общего пользования проводится в 3 этапа.
На первом этапе реформы проведена реструктуризация кредиторской задолженности предприятий железнодорожного транспорта, инвентаризация земли и имущества. Также подготовлена нормативная документация и приняты необходимые законы для дальнейшей организации работ по реализации программы структурного реформирования.
Основным итогом 1 этапа стало создание ОАО «РЖД».
На втором этапе основной задачей реформы стало создание акционерных обществ на базе имущества, которым наделены самостоятельные структурные подразделения.
Основным итогом 2-го этапа стало принятие решения о создании 27 дочерних обществ ОАО «РЖД», в том числе в сфере деятельности: производства и капитального ремонта путевой техники, железнодорожной автоматики и телемеханики, ремонта грузовых вагонов, контейнерных грузовых перевозок, научно-исследовательский и проектно-изыскательских работ и другие организационные вопросы. К концу второго этапа компании владеют около половины всего вагонного парка страны, ими уже перевозится более трети всех грузов, а в секторе перевозок нефти соответствующий показатель превысил 50%.
По третьему этапу реформирования предусмотрено организации работ по :
- оценке целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности;
- переход большей части ( более 60%) парка грузовых вагонов в частную собственность;
- развитие частной собственности на магистральные локомотивы;
- продажа акций акционерных обществ осуществляющих ремонт и техническое обслуживание в сфере железнодорожного транспорта, в том числе созданных на 2-м этапе реформирования, в частную собственность.
Основным итогом третьего этапа станет продолжение создания операторских компаний в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
К концу третьего этапа ОАО «РЖД» будет представлять собою эффективный холдинг, конкурентоспособность которого будет расти на основе привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. Деятельность холдинга будет обеспечиваться на основе финансовой прозрачности, разделения учета по обособленным видам деятельности и отлаженных корпоративных процедур управления.
 
2.   На   ГЖД   готовятся   к   реализации   пилотные   проекты   реконструкции вокзальных   комплексов   в   Татарстане,   Нижегородской   и   Владимирской областях. Какие условия и изменения ждут татарстанцев? Какую роль в этом деле играют инвесторы?
 
Реконструкция вокзалов уже несколько лет является одной из прогрессивных тенденций в развитии инфраструктуры железных дорог.
В Республике Татарстан в последние годы решены практически все вопросы по оздоровлению вокзалов. Остались не решенными вопросы по реконструкции или капитальному ремонту нескольких вокзалам. Сегодня прорабатываются вопросы реконструкции вокзальных комплексов на станциях Письмянка, Зеленый Дол, Кильдуразы. В настоящее время проводится согласование и экспертиза по реконструкции здания вокзала Зеленый Дол в 2009 год.
В титуле Горьковской региональной дирекции железнодорожных вокзалов заложен ремонт перрона вокзала Казань,ремонт кровли здания вокзала, капитальный ремонт санитарных узлов вокзала, а также монтаж пожарно-охранной сигнализации.
На вокзале Агрыз в 2009 году запланирован ремонт пассажирских платформ и капитальный ремонт багажного отделения вокзала.
          Привлечение инвесторов на развитие железнодорожных вокзалов зависит от желания собственников вокзала. Сегодня ими решаются вопросы сдачи в аренду определенных площадей на взаимовыгодных условиях.
 
 
3. Расскажите об организации пригородных перевозок в Республике Татарстан.
 
В пригородном сообщении жителей административно-территориальных регионов в пределах Казанского отделения обслуживает Дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
По Республике Татарстан Казанская дирекция обслуживает 3 основных направления: Казань-Буинск, Казань-Агрыз, Казань – Свияжск. Пригородными электропоездами организовано пассажирское сообщение из г.Казань до г.Ижевск и г.Нижний Новгород.
В том числе по Республике Татарстан эти цифры составляют: 9 вокзалов, 9 пассажирских зданий, 20 кассовых павильонов, 134 пассажирских платформ.
На Казанском отделении в графике движения пригородных поездов на 2008-2009г. курсирует 132 пригородных поезда. Оформление проездных документов
производится в зимнее время - в 87 билетных окнокассах, в летние перевозки - в 90 окнокасс.
Всего в перевозке пассажиров в пригородном сообщении на территории Республики Татарстан в ежедневном обращении по новому графику расписания, введенного в действие с 25 мая 2008 года, задействовано 104 маршрута.
На территории Представительства Куйбышевской железной дороги в Республике Татарстан все объекты в местах пригородного сообщения располагаются на участках, не имеющих электрической тяги. Перевозки пассажиров в пригородном сообщении осуществляется поездами с вагонами локомотивной тяги и рельсовыми автобусами.
Данные маршруты обслуживаются 5 рельсовыми автобусами.
Всего в графике движения пригородных поездов на 2008/2009 г.г. курсирует 22 пригородных поезда (11 пар), в т.ч. 5 пригородных поездов с заходом на ст.Нижнекамск сообщением: Круглое Поле - Нижнекамск - Алнаши; Набережные Челны - Нижнекамск - Алнаши; Алнаши - Нижнекамск.
На основании госзаказа на пригородные перевозки на участке Набережные Челны - Круглое Поле, два резервных поезда переведены в разряд пригородных № 6767 Набережные Челны - Круглое Поле и № 6769 Набережные Челны -Круглое Поле.
Поезд местного назначения № 678/677 Ижевск - Набережные Челны формирования Горьковской железной дороги переведен в разряд пригородных поездов.
В настоящее время существующая система организации пригородных перевозок удовлетворяет спрос населения республики в обеспечении транспортной подвижности. В тоже время у нас есть вопросы к перевозчикам по качеству обслуживания пассажиров, эстетическому содержанию вагонов, соблюдения графика движения и многим другим вопросам.
 
4. Специалисты утверждают, что пассажирооборот в этом году гораздо выше уровня прошлого года. Вы согласны? И если да, по Вашему мнению, с чем это связано?
Да согласен. Рост пассажирооборота во многом объясняется ростом доходов населения, что естественным образом увеличивает его мобильность.
За 1 полугодие 2008 годаколичество перевезенных пассажиров по Казанскому отделению составило 11 425 тыс.чел., в том числе в дальнем следовании – 3 290 тыс.чел., что на 4% больше, чем за аналогичный период 2007 года.
Пассажирооборот выполнен на уровне 103,7% к аналогичному уровню 2007 года и составил 1 265 млн.пасс-км, в том числе в дальнем следовании -806,6 млн.пасс-км или на 5% больше, чем за аналогичный период 2007 года, в пригородном сообщении – 458,5 млн.пасс-км, что на 1,8% больше, чем в 1 полугодии 2007 года.
На Камском Представительстве Куйбышевской дороги в Республике Татарстан пассажирооборот выполнен на уровне 102,6 % к аналогичному уровню 2007 года и составил 62,965 млн.пасс-км, в том числе в дальнем следовании -53,653 млн.пасс-км или на 4,7% больше, чем за аналогичный период 2007 года, в пригородном сообщении - 9,312 млн.пасс-км, что на 8% меньше, чем в 1 полугодии 2007 года.
 
5. Часть железнодорожного транспорта переходит в частные руки. Насколько это выгодно как частнику, так и государству?
 
Этот вопрос в настоящее очень актуален. Вопрос конкуренции всегда был и остается главным в экономике любого производства, в том числе и на транспорте. Чем больше конкурентов, тем более гибкими становятся условия по предоставлению услуг. А значит и мобильность транспортного обслуживания улучшается.
 
6.    Несколько слов о качестве   услуг    в    пассажирских    поездах    и    электричках.    Ожидаются ли какие–либо изменения в этой сфере?
 
Особенность российских железнодорожных маршрутов их существенная продолжительность. На некоторых направлениях поездка на поезде может длиться более недели. В связи с этим задачей перевозчиков является создание комфортных условий для путешествия, чтобы оно не казалось пассажиру слишком утомительным. Конечно, во многом обслуживание на железнодорожном транспорте Российской Федерации уступает сервису западноевропейских железнодорожных компаний, однако в последнее время в этом направлении достигнуты определенные успехи. В частности, повышаются требования к обслуживающему персоналу; идет процесс модернизации подвижного состава; расширяется ассортимент услуг, предоставляемых пассажирам; внедряются новые технологии в обеспечении бронирования и приобретении билетов, а также в области предоставления информации; происходит обновление вокзалов.
Одним из направлений улучшения обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте является модернизация подвижного состава. В связи с этим на железных дорогах России стали появляться купейные вагоны повышенной комфортности (плацкартных вагонов повышенной комфортности пока не существует). В пассажирских поездах дальнего следования такие вагоны в зависимости от категории и качества предоставляемых в них услуг подразделяются на классы  эконом- и бизнес-класс. К вагонам эконом-класса относятся вагоны с 4-местными купе и вагоны с местами для сидения, к бизнес-классу относятся вагоны с 2-местными купе (СВ) и особо комфортабельные сидячие вагоны скоростных поездов («Аврора», «Невский экспресс»). Особенно много вагонов повышенной комфортности курсирует в поездах на маршруте «Москва - Санкт-Петербург» имеются и в поездах сообщением «Казань – Москва»
В комплекс услуг, предлагаемых в вагонах повышенной комфортности, входит гарантированное питание, предоставление печатной продукции, комплекта постельных принадлежностей и санитарно-гигиенического набора (он включает туалетное мыло, гигиеническую и бумажную салфетки), а также дополнительные меры по обеспечению личной безопасности  сопровождение поезда сотрудниками охраны, выдача блокираторов дверных замков купе. Постельное белье, выдаваемое пассажирам, всегда новое, в туалете имеется жидкое мыло, висят бумажные полотенца.
В вагонах бизнес-класса питание отличается более широким выбором продуктов. Пассажирам предлагается небольшое количество спиртного на выбор: маленькая бутылочка водки, коньяка или вина. Как уже отмечалось, все эти услуги входят в стоимость билета, поэтому платить за белье, гигиенический набор и комплект питания не надо.
Помимо вагонов повышенной комфортности эконом- и бизнес-класса для более состоятельных пассажиров перевозчики предлагают вагоны класса «люкс». В отличие от вышеописанных, которые в основном переоборудованы из стандартного подвижного состава, вагоны «люкс» специально разрабатывались для перевозки богатых пассажиров. Такие вагоны имеют всего четыре купе, каждое из которых оборудовано душем, санузлом, кондиционером, аудио- и видеоаппаратурой. Диван, установленный в купе, может раскладываться в двуспальную кровать. Каждое купе рассчитано на 1  3 человек (для последнего случая предусмотрена откидная полка), что позволяет выкупать его целой семьей или одним пассажиром, т. е. исключается соседство случайных попутчиков. В конце вагона предусмотрен бар, где можно скоротать время. Первые вагоны нового образца начали курсировать из Москвы в Хельсинки, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Адлер.
 
7. Буквально на днях в Берлине состоялась презентация высокоскоростного поезда VelaroRUS, изготовленного компанией Siemens специально для Акционерного общества «Российские железные дороги». Что это за поезд,   и смогут ли воспользоваться его услугами Татарстанские пассажиры?
 
18 мая 2006 года в Сочи ОАО «РЖД» и компания «Сименс» подписали контракт о поставке высокоскоростных поездов стоимостью 276 млн. евро. Согласно контракту, ОАО «РЖД» закупит 8 электропоездов производства компании «Сименс». Поезда будут произведены в Германии, поскольку это экономически выгоднее для обеих сторон, конструкторские и проектные работы будут осуществляться в филиалах компании «Сименс» в Эрлангене и Крефельд-Юрдингене.
Скоростные поезда Velaro RUS могут развивать скорость до 250 километров в час. Конструкцией поезда предусмотрено увеличение максимальной скорости до 350 км/ч после незначительной модернизации. Каждый электропоезд длиной 250 метров будет состоять из 10 вагонов и обеспечит местами более 600 пассажиров. Подвижной состав рассчитан на российскую широкую колею (1520 мм) и будет на 33 см шире используемых в Германии ICE 3. Половина закупаемых поездов будут односистемными, другая половина – двухсистемными. Преимущество платформы Velaro состоит в технологии для электропоездов, позволяющей, например, разместить все тяговое оборудование в подвагонном пространстве поезда, что при той же длине позволяет увеличить на 20% количество сидячих мест для пассажиров.
20 июля 2007 года в Германии (Крефельд-Юрдинген) состоялась торжественная церемония запуска производства первого высокоскоростного электропоезда Velaro RUS.
Кроме того, «Сименс» обеспечит техническое обслуживание этих поездов в течение 30 лет. Общая стоимость контракта составляет около 600 млн. евро.
Планируется, что уже в конце 2009 года такие поезда начнут курсировать по маршруту Москва - Санкт-Петербург со скоростью 250 километров в час.
В Республике Татарстан применение данных поездов не планируется
 
 
8. Впереди нас ждет грандиозное событие, как для Казани, Татарстана так и для России в целом - проведение Универсиады 2013 года. Какие мероприятия запланированы ГЖД, в связи с этим событием?
 
          В настоящее время прорабатываются вопросы по модернизации существующей пассажирской инфраструктуры железнодорожного транспорта в пределах г.Казани. В г.Казани расположено 24 остановочных пункта поездов пригородного сообщения. В настоящее время только 3 остановочных пункта находятся в надлежащем техническом и эстетическом состоянии. Прорабатывается вопрос о приведении в надлежащее состояние с необходимыми работами реконструкции или капитального ремонта по всем другим платформам.
          Необходимо решить вопросы приобретения подвижного состава для обеспечения пригородных и дальних пассажирских перевозок, приобретения мягкого и жесткого инвентаря, а также форменной одежды для проводников пассажирских вагонов.
Сегодня становится актуальным вопрос обеспечения доставки потенциальных пассажиров воздушного транспорта в международный аэропорт «Казань».
Учитывая проведение в г.Казани в 2013 году Всемирной студенческой Универсиады прорабатывается вопрос проведения реконструкции международного аэропорта «Казань», и сегодня назрела необходимость проведение масштабной реконструкции и модернизации существующей железнодорожной ветки с организацией пассажирского сообщения между железнодорожным вокзалом станции Казань и международным аэропортом.
Данная модернизация позволит осуществить по данному направлению интермодальные перевозки, обеспечить широкие и надежные транспортные возможности жителей города Казани, населенных пунктов Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, а также иностранных граждан в части прямого сообщения от аэропорта до центральной части г.Казани.
Премьер-министром Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым направлено обращение в адрес Президента ОАО «Российские железные дороги» Якунина В.И. с предложением реконструкции и модернизации железнодорожной линии по маршруту от станции Казань до международного аэропорта «Казань».
Рабочей комиссией Горьковской железной дороги было проведено обследование данной железнодорожной ветки на протяжении 24 км.
 
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International