Сегодня в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ состоялась коллегия, на котором были озвучены основные достижения транспортного комплекса Татарстана за 15 лет, а также задачи в рамках реализации Стратегии 2030. В работе коллегии приняли участие первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих, председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Государственного Совета Республики Татарстан Рафис Бурганов, первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Алексей Песошин, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ленар Сафин, заместитель председателя правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Иннокентий Алафинов.
Об основных достижениях Министерства транспорта и дорожного РТ в сфере организации транспортного обслуживания населения и предприятий Республики Татарстан рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров. В частности, в воздушном транспорте За последние 15 лет проведена огромная работа по модернизации аэропортовых комплексов: это строительство и реконструкция искусственных взлетно-посадочных полос, аэродромной инфраструктуры, аэровокзальных комплексов, объектов организации воздушного движения, работы по обустройству воздушного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. Суммарный объем инвестиций в инфраструктуру воздушного транспорта за 15 лет составил более 13 млрд.рублей.
Одним из важных инвестиционных проектов, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, является реконструкция аэропортового комплекса «Бегишево». Мероприятия по модернизации аэропорта «Бегишево» имеют особую актуальность в связи с интенсивным развитием промышленного производства в Камском кластере. В перспективе, по словам А.Егорова, есть планы на дальнейшее развитие аэропорта «Бугульма» как авиационного центра нефтяного бизнеса Республики Татарстан.
Что касается водного транспорта, то Татарстан сегодня – один из единственных регионов, сохранивших речные пассажирские перевозки в пригородном сообщении. Пригородные пассажирские перевозки осуществляются вверх по реке Волга до Свияжска, вниз до Болгар, по реке Кама от Набережных Челнов до Соколок. Ежегодно речным транспортом в пригородном сообщении перевозится более 350 тысяч пассажиров. За последние 15 лет проведены также работы по модернизации объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта: это строительство и реконструкция пассажирских причалов, зданий пригородных вокзалов.
Для развития водного туризма, выполнены работы по дноуглублению водных подходов к пристани Тетюши и туристическим причалам Болгар и Свияжск. Проведенные работы обеспечат безопасное судоходство 3-х и 4-х палубных туристических круизных судов, что в свою очередь будет способствовать увеличению турпотока и развитию объектов культурного наследия. Суммарный объем инвестиций в инфраструктуру внутреннего водного транспорта за 15 лет составил более 1 млрд.рублей.
Большой объем работ за последние 15 лет был проделан в рамках развития железнодорожной инфраструктуры: построены 5 новых вокзалов и 8 новых остановочных платформ, реконструированы 13 вокзалов и 22 остановочных платформ. На полигоне Куйбышевской железной дороге реконструированы вокзалы на станциях Заинск, Альметьевская, Письмянка, Ютаза, Уруссу, Бугульма, Нурлат, Набережные Челны, Нижнекамск. На полигоне Горьковской железной дороге организовано интермодальное пассажирское сообщение от международного аэропорта «Казань» до центра города. Выполнена реконструкция существующего здания вокзала Казань-1, реконструкция пригородного вокзала для обслуживания пассажиров пригородных сообщений, пассажиров дальнего следования и аэроэкспресса. Суммарный объем инвестиций в железнодорожную инфраструктуру за 15 лет составил более 25 млрд.рублей.
Ежегодно железнодорожным транспортом по территории Республики Татарстан перевозится более 15 млн. тонн груза. Одной из приоритетных задач для нас является повышение привлекательности железнодорожных грузоперевозок и увеличение объемов грузопотока с целью разгрузки автодорог от крупнотоннажных грузовиков.
На рынке пассажирских перевозок Республики Татарстан 311 перевозчиков осуществляют свою деятельность на основании лицензии, из них регулярные маршруты обслуживают 80 перевозчиков различных форм собственности, в том числе 25 крупных автотранспортных предприятий Республики Татарстан. Ежегодно автотранспортными предприятиями республики на регулярных маршрутах перевозится более 200 млн.пассажиров. Существующая маршрутная сеть в Республике Татарстан охватывает 22 города, 18 поселков городского типа и 3076 сельских населенных пунктов. На сегодняшний день, в республике обслуживается 139 межмуниципальных маршрута регулярных перевозок, на которых задействовано 470 автобусов.
А.Егоров подчеркнул, что автомобильные грузовые перевозки – это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Это обусловлено высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок от двери отправителя до двери получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Ежегодно автомобильным транспортом перевозится около 85 млн.тонн грузов, что составляет 59% от общего грузопотока в Республике Татарстан. Грузооборот за последние 5 лет увеличился на 20% и достиг показателя в 7,5 млрд. тонно-километров.
Одним из важных приоритетов нашей работы является обновление подвижного состава перевозчиков Республики Татарстан. Кроме того в рамках различных федеральных и республиканских программ за период с 2001 по 2016 год было приобретено 4700 автобусов, 262 троллейбуса, 141 трамвай. Обновление парка производилось в рамках подготовки к проведению 1000-летия города Казани, проведения Универсиады и Зимних Олимпийских зимних игр.
Обновляется парк городского электрического транспорта. Только за последние 5 лет приобретены 115 троллейбусов и 79 трамваев, в том числе 20 низкопольных трамваев с повышенными
Среди задач транспортной отрасли в рамках Стратегии 2030 выделены следующие: развитие авиаперевозок, автомобильного пассажирского транспорта, пригородных железнодорожных перевозок, речного транспорта, модернизация и развитие инфраструктуры общественного транспорта.
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин в своем докладе основное внимание уделил вопросу совершенствования сети автомобильных дорог в Республике Татарстан за 15 лет. По его словам, за прошедшее 15 лет сеть автомобильных дорог Республики Татарстан возросла на 14 %, а доля автодорог с асфальтобетонным покрытием - на 21 %.
В рамках реализации программ дорожных работ построены 3 842 км автомобильных дорог и 123 моста, отремонтированы 5 560 км автодорог и 99 мостов, обустроены подъезды к 464 семейным фермам. Приведено в нормативное состояние более 1900 км автомобильных дорог.
Для соединения промышленных центров республики высокоскоростными связями сегодня требуется развитие и создание транспортных коридоров. Такой подход заложен в Стратегию развития республики до 2030 года.
Проект транспортного коридора «Европа – Западный Китай» назван «стройкой века». Это первый трансконтинентальный проект такого масштаба, реализуемый в России. На территории Татарстана сформирован вариант развития автодороги Казань–Оренбург, в котором скоростная автомагистраль Алексеевское–Альметьевск станет продолжением участка мостового перехода через реку Кама и автодороги Шали–Сорочьи Горы, соединяющей две крупные федеральные трассы М-7 и Казань-Оренбург.
Среди крупных дорожных объектов, введенных в эксплуатацию, А.Чукин назвал мост через реку Вятка на трассе М-7, двухуровневую развязку на 829км федеральной трассы М7 «Волга». Также на участке Залесный – Сафоново автомобильной дороги Йошкар-Ола – Зеленодольск проведена реконструкция с переводом участка в IБ категорию. В 2015 году завершены работы по строительству транспортной развязки на на пересечении автомобильной дороги Йошкар-Ола – Зеленодольск и обхода городов Волжск и Зеленодольск, которые сегодня обеспечивают развитие моногорода Зеленодольск и Технополиса «Новая Тура». Одними из значимых объектов текущего года стало завершение строительства путепроводов на оживленных железнодорожных переездах: через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г.Зеленодольске и в г. Заинске на 126 км перегона «Заинск - Светлое озеро», который входит в состав мероприятий развития территориально обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам».
Еще один глобальный проект - строительство мостового перехода через реку Кама у села Соколка с глубоким обходом городов Нижнекамск и Набережные Челны. Появление этого моста снимет нагрузку транзитного автотранспорта с плотины Нижнекамской ГЭС и позволит разгрузить улично-дорожную сеть города Набережные Челны.
Многое было сделано для развития сети автодорог Казани: открыта первая очередь моста Миллениум, построена современная магистраль до международного аэропорта «Казань».
К Универсиаде построены и реконструированы 23 городские дороги общей протяженностью 65 километров, 11 транспортных развязок, 41 пешеходный переход - 23 подземных и 18 надземных, проведен капитальный ремонт и ремонт 132 городских улиц общей протяженностью 129 км. Все это позволило значительно улучшить состояние улично-дорожной сети города. Сейчас поставлена задача строительства новых выездных магистралей, межрайонных соединений, строительство дорог дублеров, транспортных развязок таких как реконструкция выезда из города в районе поселка Салмачи, строительство продолжения Большого Казанского кольца, дублера Горьковского шоссе.
Целенаправленная работа по обеспечению транспортной доступности населения за 15 летний период позволила соединить автодорогами с твердым покрытием 544 сельских населенных пункта, обеспечить круглогодичным проездом около 100 тысяч жителей.
На сегодня введены в эксплуатацию 16 объездных автодорог городов республиканского значения и населенных пунктов общей протяженностью более 106 км. Реконструировано более 800 км опорной сети. Находится в стадии реализации 7 объектов, общей протяженностью более 100 километров. Предстоит реализовать в рамках «Стратегии 2030» более 500 км автодорог для создания транспортного каркаса высокоскоростных дорог, таких как «Чистый путь», Южно-Татарстанская магистраль, Южный транспортный обход Казани и другие объекты.
Основными направлениями планомерного развития дорожной отрасли являются реализация Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года, обеспечение развития транспортной инфраструктуры Камского кластера, обеспечение правильного подхода к внедрению цементобетонных дорог в условиях возрастания интенсивности транспортных потоков и осевых нагрузок., а также привлечение частных инвестиций, реализация механизмов государственно-частного партнерства в дорожной отрасли республики.
С приветственным словом на коллегии выступил первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих. Он поздравил весь транспортный комплекс Татарстана с достигнутыми успехами и вручил лучшим работникам награды Министерства транспорта РФ.
Также награды вручили первый заместитель Премьер-министра РТ Алексей Песошин и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин.